четверг, 30 мая 2013 г.

Пропильной металл


Художественная обработка листового металла известна с глубокой древности. Во многих музеях мира сохранились металлические изделия мастеров древнего мира, средневековья. С древнейших времен широко были распространены художественные работы с металлом и на территории нашей страны. Прежде всего следует назвать скифское искусство художественной обработки металла, от носящееся к VII — IV вв. до н.э

 Наиболее простой является техника пропильного металла, (другие названия этого искусства: просечная чеканка, просечное железо). Пропильным металлов в старину обивали деревянные ларцы, шкатулки и сундуки.
Просечным железом украшали свесы кровли, дымники венчающие печные трубы, флюгера, подсвечники и накладки на замочные скважины.

Чтобы повысить выразительность пропильного металла, под него иногда подкладывали цветной тканевый фон чаще всего красный. Иногда этот фон покрывали сверху прозрачными пластинками слюды, на которую уже крепили металлический узор. Такой декор применен, например, русскими мастерами при изготовлении массивных дверей Успенского собора в Ростове Великом.

Для изготовления художественных изделий в технике пропильного металла используют листовую медь, латунь, бронзу, алюминий или стальную жесть.
Работу начинают с правки приготовленной заготовки из листового металла . Затем выполняют разметку рисун­ка. Для этого на заготовку кладут ко­пировальную бумагу, а сверху — рису­нок композиции. Твердым каранда­шом или шариковой авторучкой без пасты рисунок переводят на пластину. Чтобы оставшиеся от копирки следы рисунка не осыпались, их осторожно покрывают прозрачным лаком. Для более надежной разметки полученные линии слегка обводят чертилкой.

При выпиливании замкнутых кон­туров в металле предварительно про­делывают (сверлят) отверстия. Если размеры контуров небольшие, то их опиливают (расширяют) до нужных размеров надфилями. Для выпилива­ния контуров сложной формы и имеющих большую протяженность ис­пользуют слесарный лобзик.

Слесарный лобзик  пред­ставляет собой облегченную ножовку с тонкой пилкой. Зубья лобзиковых пилок направлены к ручке, поэтому пилят лобзиком свер­ху вниз, если пластина лежит горизонтально. Приемы ра­боты этим лобзиком аналогичны приемам работы столяр­ным лобзиком при выпиливании изделий из фанеры). При выпиливании кон­туров в листовом металле также пользуются выпиловочным столиком. Заготовку необходимо придерживать свободной рукой на месте, чтобы она при работе не подскакивала. Следует всегда начинать выпиливать не с внешнего контура, а с внутренних элементов рисунка.

При выпиливании очень тонкого металла, тоньше 1 мм лучше поместить его между двумя фанерками, скрепив  между собой по углам, и выпиливать все вместе.

После того как все контуры выпилены, зачищают (напильниками или надфилями) острые кромки и шлифуют поверхность изделия сначала крупнозернистой, а затем мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Для получения зеркального блеска поверхность протирают куском войлока или сукна с нанесенной на него абразивной пастой (например, пастой ГОИ).

Шлифованную и полированную поверхность метал можно покрывать стойкими химическими соединениям образующими на металле пленки, окрашенные в различные цвета. Завершают работу лакированием поверхности.

Готовый узор монтируют на изделии (например, шкатулке) мелкими гвоздиками, которые тоже могут служить дополнительными декоративными элементами. Чтобы повысить декоративную выразительность рисунка, под него можно подложить цветной фон.

1 комментарий :