четверг, 30 мая 2013 г.

Тиснение по фольге





Ручное тиснение по фольге — это получение рельефного изображения на фольге путем продавливания от­дельных участков ее поверхности с помощью простых ин­струментов — давилок.

Для выполнения тиснения по фольге, прежде всего из­готавливают рабочую доску. Размеры доски зависят от раз­меров художественных изделий, которые вы будете изго­тавливать. На одну сторону доски наклеивают кожу или сук­но, а другую тщательно полируют шлифовальной шкуркой.

Инструменты для тиснения по фольге делают следую­щим образом. Для проведения контурных линий использу­ют шило, кончик которого закругляют и полируют Хорошо отполированная рабочая часть шила долж­на оставлять на фольге гладкую канавку без царапин. Для
проведения штриховых линий можно использовать шари­ковую авторучку без пасты.

Давилки разных размеров для выдавливания крупных участков рельефа изготавливают из твердой древесины ду­ба, бука, яблони, клена Деревянные давилки шлифуют и полируют, а рабочие части их натирают парафи­ном или воском, чтобы они хорошо скользили по фольге. Хорошие давилки получаются, если к металлическим стерж­ням приварить шарики от подшипников качения
.
Повторяющийся рельефный орнамент в виде крестика, звездочки, кружочка можно получить с помощью штампиков. Для изготовления штампика на торце деревянного или металлического стержня рисуют нужную фигуру, а за­тем опиливают ее по контуру напильником и надфилями
Для выдавливания сплошных или пунктирных линий используют накатки, состоящие из ручки, стержня и колесика (гладкого или зубчатого) на оси.
Ручное тиснение выполняют на мягкой фольге из лю­бого металла. Часто для этой цели используют алюминие­вую фольгу из-под тюбиков от зубной пасты. Использованные тюбики разрезают ножницами и промывают водой. Сухую фольгу укладывают на гладкую сторону рабочей доски и разглаживают (например, стеклянным пузырь­ком). Эмалевую краску и надписи осторожно счищают шлифовальной шкуркой. Лицевой стороной будущего из­делия служит внутренняя поверхность тюбика.

Рисунок рельефа продумывают заранее и изображают на бумаге. Затем рисунок накладывают на фольгу, а фольгу кладут на сукно рабочей доски. Обведенные шариковой руч­кой контуры рисунка хорошо отпечатываются на фольге.

После этого приступают к тиснению. Вначале обраба­тывают крупные элементы рисунка, а затем переходят к более мелким. Для получения выпуклых элементов берут подходящую по размерам давилку и проводят ею по фоль­ге, постепенно увеличивая нажим. Обычно не стремятся получить очень высокий рельеф, так как фольга может про­рваться. Чтобы выпуклые участки получались с лицевой сто­роны, выдавливание производят с изнанки, а углубленные участки получают обработкой фольги с лицевой стороны.

Работу заканчивают отделкой фона, часто покрывая его множеством углублений в виде точек
Чтобы готовый рельеф случайно не повредить, его ук­репляют. Для этого разводят в воде казеиновый клей, на­сыпают в раствор мел, доводя смесь до густоты сметаны, и добавляют в нее немного олифы или масляной краски. Для приготовления смеси другого состава берут две части парафина и одну часть канифоли и расплавляют их в ме­таллической посуде. Полученной той или другой смесью заливают рельеф с обратной стороны. При застывании смеси рельеф укрепится.


2 комментария :