Чеканка- способ
художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий
рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы.
Чеканка может представлять
плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.
Чеканка была известна еще в
древнем Египте, античной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла
в древнерусском искусстве XV — XVII вв. В настоящее время чеканные панно
прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена
и т.д.
Чеканку производят на
листовом металле толщиной 0,3..0,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные,
алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожженной стали. Для некоторых
простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь
(кровельное железо).
В прошлом для чеканки
ювелирных изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы - золото,
серебро и их сплавы.
Основными инструментами для
чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой
формы длиной 120...170 мм.
При работе чекан держат в
левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным).
Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чеканы держат
не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность
(бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно
двигалась вперед. В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие
частые удары по чекану, продвигая его.
Их изготавливают из твердых
пород дерева - граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно
выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной
шкуркой.
Из всех разновидностей
плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении —
расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.
На первом этапе на листе
бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с чистыми полями
(по 30...40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл.
Второй этап состоит в
подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким
расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался
небольшой свободный край (поля) шириной 25...40 мм. Эти поля будут нужны, если
потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля
берутся щипцами при отжиге пластины.
Отрезанную заготовку кладут
на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист
особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.
На третьем этапе переводят
изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью
кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в
которую добавляю немного столярного клея. После высыхания краски на не кладут
копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают к металлу или
крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой
со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при
работе, его покрывают нитролаком.
На следующем этапе выполняют
расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины
и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты,
изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана
внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с
лицевой, и с обратной сторон.
Пятым этапом является
опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно
выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают
очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над
осаженным фоном.
Если рисунок несложный и не
требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков
фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их
простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых
участков рисунка.
Если предусматривается
дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо
выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки
контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов
чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для
восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины. При отжиге меди,
латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на улице) до темно-красного цвета
паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом
— окалиной. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10...15%-ных
растворах кислот — соляной и серной. Осветленную пластину промывают водой и
сушат.
Алюминиевую пластину можно не
отжигать.
Следующим этапом (если это
предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают
чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом
важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался.
Готовое чеканное изделие при
необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые
участки).
Следующим этапом является
цветовая декоративная отделка (патинирование) изделия. Наиболее удобными являются
"нехимические" способы патинирования. Цветные защитные пленки на
стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с
закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5...8 мм)
пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.
По мере нагревания изделие
будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится
светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д. Цвета переходят один в другой постепенно. На
любом оттенке можно остановиться, достаточно снять изделие с плитки.
Поверхность чеканной пластины
надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и
тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные
пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.
Las Vegas Casino: What To REALLY Expect If You Stay
ОтветитьУдалитьOne of the 세종특별자치 출장샵 best ways 제주 출장안마 to get in on the action is to 전라북도 출장안마 skip the casino altogether and head straight 바카라 전략 to a nearby casino. 제주도 출장안마 This is the easiest way to