четверг, 30 мая 2013 г.

Чеканка


Чеканка- способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы.

Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.
Чеканка была известна еще в древнем Египте, антич­ной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка дос­тигла в древнерусском искусстве XV — XVII вв. В на­стоящее время чеканные панно прочно вошли в оформ­ление интерьеров общественных зданий, станций метро­политена и т.д.

Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3..0,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжен­ной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).

В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церков­ной утвари применялись драгоценные металлы - золото, серебро и их сплавы.
Основными инструментами для чеканки являются че­каны, которые представляют собой стальные стержни осо­бой формы длиной 120...170 мм.

При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свобод­ным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает под­вижность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке дер­жат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.


При выколотке крупных глубоких рельефов или вырав­нивании фонов применяют деревянные чеканы.
Их изготавливают из твердых пород дерева - граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно вы­равнивают напильником с мел­кой насечкой, а затем обрабаты­вают шлифовальной шкуркой.

Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наи­более выразительная и простая в изготовлении — расходка с опус­канием фона. Выполняется она в несколько этапов.
На первом этапе на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без те­ней с чистыми полями (по 30...40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл.

Второй этап состоит в подготовке металлической пла­стины. Ее вырезают ножницами по металлу с таким расче­том, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25...40 мм. Эти поля будут нужны, если потребу­ется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.

Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.

На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляю немного столярного клея. После высыхания краски на не кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шарико­вой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рису­нок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.

На следующем этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной ре­зины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура прохо­дят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.

Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно вы­полнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.

Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъе­ма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это дос­тигается их простукиванием лощатником по стальной пли­те, особенно около границ выпуклых участков рисунка.

Если предусматривается дальнейшая работа с релье­фом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выпол­нить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась, то есть стала хрупкой, потеряла пластичность. Для восста­новления ее пластичности проводят отжиг пластины. При от­жиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на улице) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покры­та темным налетом — окалиной. Для ее удаления металли­ческую поверхность промывают в 10...15%-ных растворах кислот — соляной и серной. Осветленную пластину промывают водой и сушат.
Алюминиевую пластину можно не отжигать.

Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эла­стично и не рвался.

Готовое чеканное изделие при необходимости шлифу­ют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпук­лые участки).

Следующим этапом является цветовая декоративная от­делка (патинирование) изделия. Наиболее удобными явля­ются "нехимические" способы патинирования. Цветные за­щитные пленки на стальных изделиях можно получить при нагреве металла на электроплитке с закрытой спиралью. На диск плитки укладывают массивную (толщиной 5...8 мм) пластину металла, а сверху — готовое изделие-чеканку.

По мере нагревания изделие будет покрываться краси­выми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (220 °С), затем желтый (230 °С) и т.д.  Цвета переходят один в другой постепенно. На любом оттенке можно остановить­ся, достаточно снять изделие с плитки.

Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ров­ным и тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные пластины можно за­крепить на специально подготовленных деревянных под­ложках.

1 комментарий :

  1. Las Vegas Casino: What To REALLY Expect If You Stay
    One of the 세종특별자치 출장샵 best ways 제주 출장안마 to get in on the action is to 전라북도 출장안마 skip the casino altogether and head straight 바카라 전략 to a nearby casino. 제주도 출장안마 This is the easiest way to

    ОтветитьУдалить