четверг, 30 мая 2013 г.

Мозаика с металлическим контуром



Особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками. Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно и в разнообразных формах и видах.

Наиболее простым видом контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань (скань).

Термин "филигрань" произошел от двух латинских слов: "филюм" - нить и "гранум" — зерно. Термин "скань" берет свое начало от древнеславянского глагола "съкати" — свивать Контуры из скрученной вдвое проволочки укладывай по всем очертаниям набора и приклеивают нитроцеллюлозным клеем. Чем тоньше по сечению проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается изделие.

Проволока может быть медной или латунной. Вполне пригодна проволока от перегоревших трансформаторе Лак, покрывающий проволоку, удаляют отжигом скрученной в моток проволоки в пламени паяльной лампы. Эту работу следует выполнять на улице, так как пары сгоревшего лака имеют сильный запах. После остывания проволоки ее зачищают до блеска шлифовальной шкуркой или отбеливают в 10...15%-ном растворе серне кислоты. Иногда лак, покрывающий проволоку, не удаляют, так как он может придавать филиграни в сочетании с мозаичной поверхностью особую выразительность.

Металлические контуры в накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе. Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания прикреплен к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шило отверстия.

После закрепления контуров на деревянной основе  изделие покрывают лаком (обычно матовым), которые окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью.
Более сложным видом контурного декорирования является закрепление металлического контура путем врезания его в деревянную основу. Такое украшение пред­мета является разновидностью инкрустации.

Декоративные работы такого вида выполняют следую­щим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в котором заранее учитывают, ка­кие контурные линии будут очер­чены металлическими полосками.

Мозаичный набор выполняют в технике маркетри. После этого по контурам изображения, а иногда и внутри набора для под­черкивания отдельных деталей, прорезается канавка, в которую вколачивается тонкая полоска металла. Такую полоску шири­ной 2...3 мм отрезают слесарны­ми ножницами от металлическо­го листа.

Полоску помещают в начало прорезанной канавки и легкими ударами молотка вколачивают ее в древесину. Удары по­вторяют, продвигаясь по контуру, до тех пор, пока металлическая полоска не заполнит всю канавку. Полоску не углубляют полностью в канавке. Она должна немного выступать над поверхностью мозаичного набора.

Иногда при вколачивании металлической полоски сминаются острые углы прилегающих участков шпона и втягиваются вслед за металлом. Чтобы исправить дефект, достаточно капнуть на это место водой. После высыхания плоскость набора восстановится.

В наборе могут быть применены точечные металлические элементы. Для этого в древесине шилом прокалывают отверстие, помещают в него кусочек проволоки таки образом, чтобы он возвышался над поверхностью на 1,5...2 мм, и вколачивают его в древесину. Проволоку, так же как и полоску, вбивают в отверстие не до конца.

После того как все металлические элементы закреплены, поверхность набора зачищают мелкой шлифовальной шкуркой и покрывают слоем лака.
Следует помнить, что светлые, сверкающие контуры металла выделяются лучше, если общий тон мозаичного набора будет относительно темным. Металлические полоски и проволока для инкрустации должны быть латунным или бронзовыми. Медь несколько темновата, а «холодный» алюминий не гармонирует с «теплыми» оттенками древесины.

Комментариев нет :

Отправить комментарий