Особенно выразительно выглядит
деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими
металлическими полосками. Искусство мозаики с металлическим контуром известно
давно и в разнообразных формах и видах.
Наиболее простым видом
контурного декорирования мозаичных вставок является накладная филигрань
(скань).
Термин "филигрань"
произошел от двух латинских слов: "филюм" - нить и "гранум"
— зерно. Термин "скань" берет свое начало от древнеславянского
глагола "съкати" — свивать Контуры из скрученной вдвое проволочки
укладывай по всем очертаниям набора и приклеивают нитроцеллюлозным клеем. Чем
тоньше по сечению проволока и чем туже она скручена, тем красивее получается
изделие.
Проволока может быть медной
или латунной. Вполне пригодна проволока от перегоревших трансформаторе Лак,
покрывающий проволоку, удаляют отжигом скрученной в моток проволоки в пламени
паяльной лампы. Эту работу следует выполнять на улице, так как пары сгоревшего
лака имеют сильный запах. После остывания проволоки ее зачищают до блеска
шлифовальной шкуркой или отбеливают в 10...15%-ном растворе серне кислоты.
Иногда лак, покрывающий проволоку, не удаляют, так как он может придавать
филиграни в сочетании с мозаичной поверхностью особую выразительность.
Металлические контуры в
накладной филиграни можно закреплять не только приклеиванием к основе.
Дополнительный декоративный эффект получается, если филигранные очертания
прикреплен к основе маленькими проволочными скобами. Концы проволочных контуров
и скобы вколачивают в древесину в заранее проколотые шило отверстия.
После закрепления контуров на
деревянной основе изделие покрывают
лаком (обычно матовым), которые окончательно скрепляет накладную филигрань с
поверхностью.
Более сложным видом
контурного декорирования является закрепление металлического контура путем
врезания его в деревянную основу. Такое украшение предмета является
разновидностью инкрустации.
Декоративные работы такого
вида выполняют следующим образом. Работу начинают с эскиза изображения, в
котором заранее учитывают, какие контурные линии будут очерчены
металлическими полосками.
Мозаичный набор выполняют в
технике маркетри. После этого по контурам изображения, а иногда и внутри набора
для подчеркивания отдельных деталей, прорезается канавка, в которую
вколачивается тонкая полоска металла. Такую полоску шириной 2...3 мм отрезают
слесарными ножницами от металлического листа.
Полоску помещают в начало
прорезанной канавки и легкими ударами молотка вколачивают ее в древесину. Удары
повторяют, продвигаясь по контуру, до тех пор, пока металлическая полоска не
заполнит всю канавку. Полоску не углубляют полностью в канавке. Она должна
немного выступать над поверхностью мозаичного набора.
Иногда при вколачивании
металлической полоски сминаются острые углы прилегающих участков шпона и втягиваются
вслед за металлом. Чтобы исправить дефект, достаточно капнуть на это место
водой. После высыхания плоскость набора восстановится.
В наборе могут быть применены
точечные металлические элементы. Для этого в древесине шилом прокалывают
отверстие, помещают в него кусочек проволоки таки образом, чтобы он возвышался
над поверхностью на 1,5...2 мм, и вколачивают его в древесину. Проволоку, так
же как и полоску, вбивают в отверстие не до конца.
После того как все металлические
элементы закреплены, поверхность набора зачищают мелкой шлифовальной шкуркой и
покрывают слоем лака.
Следует помнить, что светлые,
сверкающие контуры металла выделяются лучше, если общий тон мозаичного набора
будет относительно темным. Металлические полоски и проволока для инкрустации
должны быть латунным или бронзовыми. Медь несколько темновата, а «холодный»
алюминий не гармонирует с «теплыми» оттенками древесины.
Комментариев нет :
Отправить комментарий